Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В системе современного образования происходят непрерывные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в образовательных организациях, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Очевидно, что от совместной слаженной работы школьных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое. От качества и системы работы с родителями зависит родительская компетентность и рост уровня педагогической культуры родителей.
В связи с этим можно отметить, что основной задачей образовательной организации, в том числе, педагогов и психологов является установление продуктивных связей с родителями. Необходимы новые формы работы с родителями, что бы их педагогические знания и компетенции лишь росли и совершенствовались. Задача любой образовательной организации – сформировать творческую и способную личность субъекта. Решение подобных проблем начинается ещё с дошкольного возраста и не прекращается в школе. Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Каждому человеку важно иметь семью и свой дом. Крепкая семья дарит тепло, уют и спокойствие. Особенно это важно для маленьких детей. Семья – это определенный морально – психологический климат, а для ребёнка школа отношений.
Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребёнка.
Цель работы: изучить влияние семьи на процесс обучения младших школьников.
Объект исследования: процесс взаимодействия образовательной организации и семьи.
Предмет исследования: педагогические условия развития младших школьников при взаимодействии образовательной организации и семьи.
Задачи:
1. Изучить роль семьи в обучении младших школьников.
2. Рассмотреть особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников.
3. Описать организационно – педагогические условия взаимодействия семьи и школы в процессе обучения младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации классному руководителю при взаимодействии семьи и школы в процессе обучения.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: беседа, включённое наблюдение, методы опроса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты влияния семьи на процесс обучения младших школьников
1.1. Роль семьи в обучении младших школьников
Роль семьи при обучении младших школьников чрезвычайно велика. Вопросы детского обучения и развитие ребёнка в этом процессе исследовали педагоги и психологи Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.
В своих работах они указывали на необходимость развития каждого ребёнка в учебно – воспитательном процессе, и какую роль при этом могут играть родители детей. Проблемой организации взаимодействия педагогов и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова и др. [4].
В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества школьного учреждения и семьи. Сегодня они также предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй. Взаимодействие школьного учреждения с семьей всегда положительно влияло на воспитание и развитие детей младшего школьного возраста.
Центральным моментом в индивидуальных способностях человека являются его способности, которые определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее индивидуальности. Младший школьный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения ребёнка. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во многих сферах личности и совершенствуются психические процессы. Это внимание, память, мышление, речь, воображение. Наиболее ярко это происходит в творческой деятельности ребёнка, которая позволяет более полно выразить свой внутренний мир
Основной путь развития любых способностей у школьников заключаются в создании взрослыми доступных детям постановке задач. Любые задания учителя ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать что-то новое. Продуктивные и творческие задачи, поставленные педагогом перед ребёнком, нацеливают его на самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей ребенка. Развитие способностей детей младшего школьного возраста происходит в процессе воспитания установок на развитие и формирование у них способов и приемов учебной деятельности и при возможности самостоятельного творческого поиска.
Дети делают множество открытий и создают оригинальные продукты в виде рисунков, конструкций и др. Процесс создания продукта каждым ребёнком имеет первостепенное значение. Деятельность ребенка всегда отличается большой эмоциональной включенностью и стремлением поиска нового. В перечень способностей детей, необходимых для успешного осуществления их учебной деятельности, входит следующее:
-способность к восприятию;
- воссоздающее воображение;
- творческое мышление;
- образная и сенсорная память;
- комбинаторские способности;
- творческая самостоятельность и др.
Все эти свойства и качества ребёнка будут развиваться лучше и успешнее, если учитель и родители будут решать одни и те же воспитательные и образовательные задачи. Развитие любых способностей, в том числе и творческих, связано с формированием у детей важнейших умственных и практических действий. Это также способность наблюдать, сопоставлять и сравнивать, уметь выявлять причинно-следственные связи и противоречия, самостоятельно осуществлять поиск новых решений и участвовать в исследовании проблемных ситуаций [13].
Психологической основой учебной деятельности детей исследователи называют воображение, которое в структуре способностей проявляется как познавательное, инициативное, богатое и творческое.
Учебные способности школьников активно развиваются в разнообразных видах деятельности. Нельзя забывать о том, что помимо ведущей учебной деятельности у младшего школьника остаётся потребность в игровой деятельности и иных видах творческой деятельности. Н.А. Ветлугина на основе теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, выделяет показатели, по которым возможно определить отношения, интересы и способности детей, на которые могут активно влиять их родители и семья:
- способность воспринимать и переживать прекрасные явления в жизни;
-эмоционально откликаться на позитивное;
- проявлять творческую инициативу;
-способность к самостоятельному поиску и нахождению оригинальных приемов решения творческих задач [18].
Психолого - педагогические наблюдения за учебным процессом показывают, что создание любого продукта ребенок, как правило, сопровождает речью. Это позволяет ребенку понимать и выделять качества изображаемого, планируя свои действия, учиться устанавливать их последовательность. Далеко не всегда на уроке учитель успевает формировать у ребёнка необходимые умения и навыки. Всем родителям хотелось бы, чтобы дети красиво писали, быстро и правильно читали и др. Чтобы такие навыки у ребёнка закрепить, необходимо с ним много и усердно заниматься. При необходимости учитель всегда даст родителям совет и проведёт с ними компетентную консультацию, как именно следует заниматься им с собственным ребёнком, чтобы результат получился максимально продуктивный. Специальные способности позволяют детям успешно решать разные учебные творческие задачи. Сегодня психологи часто говорят о том, что не бывает неспособных детей. С детьми необходимо правильно заниматься и развивать их, прежде всего творческие способности, которые в дальнейшем могут оказать влияние на их учебную деятельность.
Если подобрать соответствующие методы обучения, школьники, не теряя своеобразия индивидуального творчества, создают свои продукты гораздо более высокого уровня, чем их необученные и не подготовленные сверстники. У детей младшего школьного возраста восприятие протекает целенаправленно. При единообразном подходе учителя и родителей, дети приобретают возможность более глубоко и разносторонне познавать окружающую жизнь, отражая ее в своем детском творчестве.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст]//З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2001. - 315 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст]/Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 160 с.
4. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст]/ М.В. Битянова. - Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
5. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст]/ М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 27.03.2023).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 27.03.2023).
8. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
11. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях ФГОС НОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 27.03.2023).
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 27.03.2023).
13. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
14. Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 27.03.2023).
15. Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
16. Ишкова, Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Ишкова, Ю.Е. Красный. - Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение. - 2007. -175 с.
17. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
18. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок».- 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 27.03.2023).
19. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9.- С. 18-20.
20. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
21. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 27.03.2023).
22. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
23. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный . – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 27.03.2023).
24. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 27.03.2023).
25. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2000. - С. 81-89.
26. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
27. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст] /П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
28. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
29. Шадриков, В.Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М.: Издательство «Институт практической психологи РАН»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2014. — 288 с.
30. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. [Текст]/ М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2004. - 272 с.